Анализ
работы структур психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
образовательного процесса.
Деятельность психологической службы МОУ
СОШ № 1 п. была направлена на создание социально-психологических условий
для успешного обучения и всестороннего развития каждого.
Основное
назначение психологической службы школы состоит в
содействии успешной адаптации личности в социуме.
Главной целью функционирования психолого-педагогической
службы являлось – создание специальных социально-психологических условий для
успешного обучения и всестороннего
развития учащихся (в соответствии с нормой развития на каждом этапе
взросления), обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса.
В
своей деятельности служба ориентировалась на решение следующих задач:
- профилактика сохранности психологического
здоровья учащихся;
- помощь (содействие) учащимся в решении
актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы
выбора образовательного и профессионального маршрутов, нарушения
эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками,
педагогами, родителями;
- развитие психолого-педагогической
компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей. Для
решения данных задач были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, методической и
специальной литературы;
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- анкетирование, диагностика;
- консультирование;
- тестирование;
- изучение документации;
- проведение занятий, тренингов, классных часов,
бесед. Проводимые мероприятия были основаны на принципах:
- избирательности,
- занимательности,
- варьировании коллективной, групповой и
индивидуальной форм работы. Деятельность психологической
службы осуществлялась по следующим направлениям:
- работа с учащимися,
- работа с родителями,
- работа с педагогическим коллективом,
- работа с документацией. В ходе психолого-педагогического
сопровождения были использованы следующие методы:
Целью психодиагностики являлись: изучение
индивидуальных особенностей, выявление причин нарушений в обучении и воспитании
учащихся.
Диагностическая работа была
сконцентрирована на следующих проблемах:
- Особенности готовности дошкольников к
обучению в школе.
- Особенности адаптации 1-х и 5-х классов.
- Выявление причин неуспеваемости.
- Особенности развития познавательных
процессов у учащихся младшего, среднего и старшего звена.
- Выявление у школьников внутренних стимулов
учения (учебные мотивы).
- Особенности развития личностных качеств
учащихся.
- Оценка ценностного потенциала ученика
школы.
- Особенности межличностных отношений в
классных коллективах.
- Профессиональное самоопределение учащихся.
- Выявления у родителей стиля обучения и
воспитания детей.
- Изучение стрессоустойчивости учащихся
выпускных классов. На
основе результатов диагностик составлялись рекомендации для учащихся, родителей
и педагогов.
Диагностика
готовности дошкольников к обучению в школе показала следующие результаты:
В рамках декады «Мы – за здоровый образ
жизни было проведено анкетирование учащихся «Мое отношение к вредным
привычкам»:
Что ты знаешь о своем здоровье?Мое здоровье:
Также проводилось анонимное анкетирование
по выявлению мотивации курения школьников. В результате преобладали следующие
мотивы:
Развивающая деятельность была
ориентирована на познавательную сферу учащихся, эмоционально - волевую сферу,
межличностные отношения в классном и школьном коллективах, мотивационной сферы,
эмоционально – личностной сферы, коррекцию сферы профессионального
самоопределения.
Темы программ
психокоррекции: коррекция умственного развития личности, коррекция развития
личности, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов.
Для работы с детьми
девиантного поведения использовались анкеты, тесты, проводились консультации,
беседы. Изучались их индивидуальные
особенности, отношения с родителями, одноклассниками, учителями. Совершаются
рейды домой, для изучения условий жизни ребёнка и определения адресной помощи.
Дети вовлекались во внеклассную работу, в секции и кружки по интересам.
Среди старшеклассников проводилась
следующая работа: диагностика, беседы, консультации, деловые игры, способствующие
определиться выпускникам в выборе дальнейшего жизненного пути, тренинги для
снятия психо-эмоционального напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов,
(ЕГЭ). Тренинговые занятия по программе «Готовимся к ЕГЭ» способствовали
снижению в 9 и 11 классе уровня тревожности, повышению умения контролировать
себя, свои эмоции.
Просветительская работа была
ориентирована на организацию эффективного процесса обучения школьников,
построения взаимоотношений со
сверстниками, осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими
участниками внутришкольных взаимодействий. Темы проведенных мероприятий:
«Социальные и нравственные нормы и феномен их возникновения», «Семья основа
личности ребенка», «Межличностные отношения ребенка в коллективе», «Агрессия
как форма проявления девиантного поведения.
Экспертная работа:
психолого-медико–педагогическая комиссия, административные совещания, собрания.
Организация
работы с педагогами и родителями в учебно-воспитательном процессе.
Профилактика
девиантного поведения подростков.
Работа по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения подростков.
Работа
с родителями.
Работа
с классными руководителями
Работа
с социально не защищенной категорией детей
Просветительская
работа
|