Анализ работы структур психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения образовательного процесса.
Деятельность психологической службы МОУ СОШ № 1 п. была направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и всестороннего развития каждого.
Основное назначение психологической службы школы состоит в содействии успешной адаптации личности в социуме.
Главной целью функционирования психолого-педагогической службы являлось – создание специальных социально-психологических условий для успешного обучения и всестороннего развития учащихся (в соответствии с нормой развития на каждом этапе взросления), обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса.
В своей деятельности служба ориентировалась на решение следующих задач:
- профилактика сохранности психологического здоровья учащихся;
- помощь (содействие) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы выбора образовательного и профессионального маршрутов, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы;
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- анкетирование, диагностика;
- консультирование;
- тестирование;
- изучение документации;
- проведение занятий, тренингов, классных часов, бесед.
Проводимые мероприятия были основаны на принципах:
- избирательности,
- занимательности,
- варьировании коллективной, групповой и индивидуальной форм работы.
Деятельность психологической службы осуществлялась по следующим направлениям:- работа с родителями,
- работа с педагогическим коллективом,
- работа с документацией.
В ходе психолого-педагогического сопровождения были использованы следующие методы:Целью психодиагностики являлись: изучение индивидуальных особенностей, выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся.
Диагностическая работа была сконцентрирована на следующих проблемах:
- Особенности готовности дошкольников к обучению в школе.
- Особенности адаптации 1-х и 5-х классов.
- Выявление причин неуспеваемости.
- Особенности развития познавательных процессов у учащихся младшего, среднего и старшего звена.
- Выявление у школьников внутренних стимулов учения (учебные мотивы).
- Особенности развития личностных качеств учащихся.
- Оценка ценностного потенциала ученика школы.
- Особенности межличностных отношений в классных коллективах.
- Профессиональное самоопределение учащихся.
- Выявления у родителей стиля обучения и воспитания детей.
- Изучение стрессоустойчивости учащихся выпускных классов.
На основе результатов диагностик составлялись рекомендации для учащихся, родителей и педагогов.Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе показала следующие результаты:
В рамках декады «Мы – за здоровый образ жизни было проведено анкетирование учащихся «Мое отношение к вредным привычкам»:
Что ты знаешь о своем здоровье?Мое здоровье:
Также проводилось анонимное анкетирование по выявлению мотивации курения школьников.
В результате преобладали следующие мотивы:
Развивающая деятельность была ориентирована на познавательную сферу учащихся, эмоционально - волевую сферу, межличностные отношения в классном и школьном коллективах, мотивационной сферы, эмоционально – личностной сферы, коррекцию сферы профессионального самоопределения.
Темы программ психокоррекции: коррекция умственного развития личности, коррекция развития личности, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов.
Для работы с детьми девиантного поведения использовались анкеты, тесты, проводились консультации, беседы. Изучались их индивидуальные особенности, отношения с родителями, одноклассниками, учителями. Совершаются рейды домой, для изучения условий жизни ребёнка и определения адресной помощи. Дети вовлекались во внеклассную работу, в секции и кружки по интересам.
Среди старшеклассников проводилась следующая работа: диагностика, беседы, консультации, деловые игры, способствующие определиться выпускникам в выборе дальнейшего жизненного пути, тренинги для снятия психо-эмоционального напряжения в период подготовки и сдачи экзаменов, (ЕГЭ). Тренинговые занятия по программе «Готовимся к ЕГЭ» способствовали снижению в 9 и 11 классе уровня тревожности, повышению умения контролировать себя, свои эмоции.
Просветительская работа была ориентирована на организацию эффективного процесса обучения школьников, построения взаимоотношений со сверстниками, осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. Темы проведенных мероприятий: «Социальные и нравственные нормы и феномен их возникновения», «Семья основа личности ребенка», «Межличностные отношения ребенка в коллективе», «Агрессия как форма проявления девиантного поведения.
Экспертная работа: психолого-медико–педагогическая комиссия, административные совещания, собрания.
Организация работы с педагогами и родителями в учебно-воспитательном процессе.
Профилактика девиантного поведения подростков.
Работа по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения подростков.
Работа с классными руководителями
Работа с социально не защищенной категорией детей