.
Доступная среда
В Российской Федерации действует государственная целевая программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск создаются специальные условия для обучения детей-инвалидов, обеспечивающие техническое обустройство «безбарьерной среды».
Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приемами и методами. Здесь должны учитываться как методические, так и психологические и медицинские аспекты. Ведь школа должна быть адаптирована для детей-инвалидов не только как здание, учитывать особые потребности таких детей нужно и в организации образовательного процесса. Учителя школы прошли курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации программы «Доступная среда» в условиях ОУ».
Что касается изменений в инфраструктуре школы, оборудовали сенсорную комнату.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей-инвалидов и младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Мы уверены, что те изменения, которые происходят в процессе реализации программы «Доступная среда», позволят повысить качество образовательного процесса в школе.
Перечень оборудования, поставленного в рамках государственной программы:
Апаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП) в составе:
Сенсорная комната.
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ, инвалидностью
Анкета мониторинг
Приказ "Доступна среда"
Информация
|