Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе показала следующие результаты:
В сентябре и октябре 2009-2010 учебного года проводилась большая работа с учащимися 1-х классов по выявлению готовности, а затем по адаптации к школьному обучению. Результат этих двух исследований определяется характеристикой, условно называемой «уровень школьной зрелости первоклассника». Первый этап исследования по определению уровня готовности проводился с каждым ребенком индивидуально. Было обследовано ----- человек. В основе исследования лежала методика Т.П. Лускановой. Определялись следующие параметры: уровень умственной активности, саморегуляция, фонематический слух, словарный запас, кратковременная память, умозаключение и суждение.
Работа с каждым ребенком носила не только диагностический характер, но также и психокоррекционный характер.
По результатам выводов сделанных в результате исследования хочу обратить внимание на следующее: в результате сверхзанятости родителей, снижения рождаемости и увеличения числа неполных семей появилась проблема психического развития детей и их готовности к школе. Конечно, частично это компенсируется адаптационным периодом, так как ребенок попадает в социально насыщенную среду, но, тем не менее, повышенная тревожность или конфликтность сопутствуют ребенка долгое время, накладывая отпечаток на весь период школьного обучения.
С докладом по вышеизложенной проблеме состоялось выступление на родительском собрании в 1-х классах.
Второй этап работы с первоклассниками проводился по методике: «Методика определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе». Одной из причин высокой адаптации в 1-х классах, является то, что дети проводили подготовку в самой школе еще в марте-апреле прошлого года, очевидно, что они раньше адаптировались, так как успели привыкнуть и к преподавателю и друг к другу.
Исследование адаптации проводилось и в пятых классах. Применялась групповая методика исследования, которая показала, что более 80% учащихся успешно адаптировались к обучению в новых условиях.
В начале 2010 года проводилась работа по исследованию уровня психологической тревожности первоклассников (январь-февраль).
Эта проблема актуальна на всем периоде адаптации первоклассника к школе. Тревожные дети бывают или слишком подвижны или же, наоборот, при неожиданном вопросе учителя приходят в состояние онемения, апатии, замкнутости. Проявляемые признаки не свидетельствуют об умственных способностях ребенка, но указывают на наличие приобретенного невроза. Дальнейшее развитие его может приводить к дезодаптации и, следовательно, к неуспешности в учебной деятельности. Исследование проводилось индивидуально и включало в себя рисуночный тест и беседу с психологом. Беседа направлена на выявление причин скрытых страхов, и их последующего преодоления, т. е помимо диагностического носила и психотерапевтический характер. Исследование показало, что от 5-до8% детей в каждом классе имеют повышенный фон тревожности. Как правило, полученный невроз сформирован уже в семье и обусловлен стилем воспитания.