Диагностика
готовности дошкольников к обучению в школе показала следующие результаты:
В сентябре и октябре 2009-2010 учебного
года проводилась большая работа с учащимися 1-х классов по выявлению
готовности, а затем по адаптации к школьному обучению. Результат этих двух
исследований определяется характеристикой, условно называемой «уровень школьной
зрелости первоклассника». Первый
этап исследования по определению уровня готовности проводился с каждым ребенком
индивидуально. Было обследовано ----- человек. В основе исследования
лежала методика Т.П. Лускановой. Определялись следующие параметры: уровень
умственной активности, саморегуляция, фонематический слух, словарный запас,
кратковременная память, умозаключение и суждение.
Работа
с каждым ребенком носила не только диагностический характер, но также и психокоррекционный характер.
По результатам выводов сделанных в результате
исследования хочу обратить внимание на следующее: в результате сверхзанятости
родителей, снижения рождаемости и увеличения числа неполных семей появилась
проблема психического развития детей и их готовности к школе. Конечно, частично
это компенсируется адаптационным периодом, так
как ребенок попадает в социально насыщенную среду, но, тем не
менее, повышенная тревожность или конфликтность
сопутствуют ребенка долгое время, накладывая отпечаток на весь период школьного
обучения.
С докладом по вышеизложенной проблеме
состоялось выступление на родительском собрании в 1-х классах.
Второй этап работы с первоклассниками
проводился по методике: «Методика определения эмоционального профиля
первоклассников при адаптации к школе». Одной из причин высокой адаптации в 1-х
классах, является то, что дети проводили подготовку в самой школе еще в
марте-апреле прошлого года, очевидно, что они раньше адаптировались, так как
успели привыкнуть и к преподавателю и друг
к другу.
Исследование адаптации проводилось и в
пятых классах. Применялась групповая методика исследования, которая показала,
что более 80% учащихся успешно адаптировались к обучению в новых условиях.
В
начале 2010 года проводилась работа по
исследованию уровня психологической тревожности первоклассников
(январь-февраль).
Эта
проблема актуальна на всем периоде адаптации первоклассника к школе. Тревожные
дети бывают или слишком подвижны или же, наоборот, при неожиданном вопросе
учителя приходят в состояние онемения,
апатии, замкнутости. Проявляемые признаки не свидетельствуют об умственных
способностях ребенка, но указывают на наличие приобретенного невроза.
Дальнейшее развитие его может приводить к дезодаптации и, следовательно, к
неуспешности в учебной деятельности. Исследование проводилось индивидуально и
включало в себя рисуночный тест и беседу с психологом. Беседа направлена на
выявление причин скрытых страхов, и их последующего преодоления, т. е помимо
диагностического носила и психотерапевтический характер. Исследование показало,
что от 5-до8% детей в каждом классе имеют повышенный фон тревожности. Как
правило, полученный невроз сформирован уже в семье и обусловлен стилем
воспитания.
|