РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
"ВРЕМЯ ЧИТАТЬ"
В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, интерес к чтению потерялся. Актуальна эта проблема и для нашего общества, особенно для системы образования. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Но при этом теряется интерес к книге — нравственному источнику. Ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть книга. Особое значение приобретает проблема отсутствия интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры. Новизна данного инновационного проекта ВРЕМЯ ЧИТАТЬ заключается в формировании нового подхода к проблемам развития читательской и информационной культуры при помощи книги и чтения. В ходе реализации проекта будут созданы условия, которые позволят приобщить обучающихся и педагогические коллективы к чтению, сформирует понятие ценности книги и обогатит духовно-нравственными ценностями.
Решение проблемы повышения интереса к чтению и формирования читательской грамотности в современной России является одной из важнейших задач сохранения и развития национальной культуры.
Сегодня большинство россиян (некоторые исследователи называют 50%) не читают книг, газет и журналов. На душу населения в России приходится менее 3 прочитанных книг в год, в то время как в развитых странах - 10-12.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся Р18А выявила, что по чтению Россия оказалась на 42 месте (74 страны приняли участие в исследовании 2014 года).
Предложенный проект «Время читать» направлен на стимулирование чтения и развитие активной читательской общности обучающихся и педагогических работников Оренбургской области.
Задачи проекта:
1. Повысить читательский интерес у целевой аудитории.
2. Пропагандировать современные произведения, чтение которых формирует нравственные качества личности, воспитывает уважение к стране и родному языку.
Целевая аудитория: обучающиеся и педагогические коллективы образовательных организаций.
Механизм реализации проекта
1 этап - организационно-подготовительный: август - сентябрь. Разработка образовательными организациями методологических и технологических основ проекта, изучение и анализ эффективных технологий развития читательского интереса, информирование участников образовательного процесса о проекте «Время читать».
2 этап - практический: октябрь - май. Реализация системы мероприятий проекта.
3 этап (итоговый ) - аналитический: июнь - август. Мониторинг и обобщение опыта, оценка результатов реализации проекта, распространение лучших практик.
В рамках, имеющихся в школе условий, будет создано единое образовательное пространство, способствующее развитию и поддержанию интереса к чтению, в котором культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Эмоциональная привлекательность такой среды определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости обучающихся, широким спектром предложений для досуговой деятельности и доступностью различных источников информации внутри образовательного учреждения.
Таким образом, реализация проекта по созданию образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению, будет способствовать приобщению обучающихся к чтению как составной части решения проблемы качества общего образования. Системное чтение повысит читательскую активность за счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информации, расширит образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников. Мощный потенциал книги и чтения даст возможность воспитывать гражданские чувства, развивать социальную активность, поможет активизировать образовательные возможности семьи за счет развития культуры семейного чтения.
Анкета «Изучение читательского интереса»
Календарь памятных литературных дат на 2018- 2019 учебный год
Книги-юбиляры
Список книг для учителей литературы
Список книг для учителей
Список книг для учащихся 10-11 классов
Список книг для учителей литературы
План мероприятий реализации регионального проекта «Время читать» МОАУ СОШ №1 п. Новоорск им. Калачева А.В.
|